АВАРИЙНОСТЬ И ТРАВМАТИЗМ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ(Страница: 27)

Страница: 
27

АВАРИЙНОСТЬ И ТРАВМАТИЗМ читать Аварии башенных кранов 27

Башенные краны в отличие от других грузоподъемных машин эксплуатируются в стесненных условиях городского и промышленного строительства. Краны чаще других машин подвергаются демонтажу, перевозке и установке на новом месте. При этом нарушаются графики периодических технических обслуживаний и технических освидетельствований таких кранов. В отдельных случаях допускаются нарушения Правил и руководств по эксплуатации кранов. Все это приводит к авариям с тяжелыми последствиями.

К характерным причинам аварий башенных кранов можно отнести следующие:

неисправность соединительных муфт грузовых и стреловых лебедок;

неправильная регулировка или неисправность тормозов; ненадежность крепления конца каната к металлоконструкциям крана;

нарушения крепежных деталей подкосов, флюгеров и другихответственных узлов и механизмов крана;

разрушение (отрыв) болтов опорно-поворотного устройства крана;

неисправность концевых выключателей или ограничителей грузоподъемности;

неисправность крановых путей; конструктивные недостатки;

нарушения технологии сварки при монтаже, ремонте или изготовлении;

угон крана ветром.

Ниже приведены примеры аварий башенных кранов и причины их возникновения.

  1. На строительстве очистных сооружений ОАО «Завод железобетонных конструкций» башенный кранC-981работал по бетонированию фундамента здания. Во время подъема бункера с бетоном массой3т произошло падение крюковой подвески с грузом, которым был травмирован стропальщик. Расследованием было установлено, что на грузовой лебедке крана при нормально замкнутом тормозе барабан лебедки свободно вращался; втулка зубчатой муфты с внутренними зубьями длиной 20 мм по обоим концам, соединяющим вал электродвигателя с первичным валом редуктора, имела возможность свободно перемещаться в осевом направлении на 20 мм; концы зубьев шестерни вала электродвигателя со стороны редуктора имели вмятины глубиной до3мм. Техническое освидетельствование крана после его монтажа на строительной площадке производилось некачественно. Проверка работы тормозов крана не проводилась. Нарушались требования промышленной безопасности при производстве работ краном.

  2. На строительстве жилого дома для производствастроительно-монтажныхи погрузочно-разгрузочных работ использовали башенный кран КБ-405. Во время подъема железобетонной панели массой 7 т с автомобиля произошел обрыв грузового каната и крюковая подвеска с грузом упала на стоящую рядом циркулярную пилу. Причиной обрыва каната явилось нарушение крепления его на барабане грузовой лебедки. При осмотре конца каната, оставшегося после отрыва в клиновом зажиме, были обнаружены сломанные проволоки в прядях, имелось смятие проволок.

  3. На строительстве пятиэтажного жилого дома башенным краном КБ-405 производилась работа по перемещению железобетонных изделий. Во время передвижения по крановому пути к месту складирования строительных конструкций кран проехал выключающую линейку, сдвинул тупиковые упоры и в конце пути опрокинулся (рис. 20). Причиной аварии крана явилось несрабатывание концевого выключателя механизма передвижения крана при наезде ролика концевого выключателя на выключающую линейку из- за подгорания и замыкания контактов пускателя, о чем свидетельствовали сплавления пластин контактов, установка тупиковых упоров, изготовленных с нарушением руководства по эксплуатации крана, инедостаточное их закрепление.