АВАРИЙНОСТЬ И ТРАВМАТИЗМ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ(Страница: 6)

Страница: 
6

АВАРИЙНОСТЬ И ТРАВМАТИЗМ читать Характерные неисправности и повреждения кранов мостового типа 6

Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ10-382—00)(далее — Правила), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от31.12.99№98,к кранам мостового типа относятся краны, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, тали или крану стрелового типа, перемещающимся по мосту. По конструктивным признакам краны мостового типа подразделяют на: мостовые краны общего назначения; краны специальные (магнитные, грейферные, мульдомагнитные, мульдогрейферные); краны металлургические (литейные, завалочные, колодцевые); козловые краны общего назначения; козловые краны специальные (контейнерные, лесные и др.); краны-штабелеры (мостовые и стеллажные).

Краны мостового типа находят широкое применение для подъема и перемещения грузов на предприятиях металлургии, машиностроительных заводах, металлобазах, лесоскладах, электростанциях, заводах железобетонных конструкций, строительных и других производственных объектах.

Краны мостового типа отличаются от других грузоподъемных кранов более высокой надежностью, большим сроком службы и меньшей интенсивностью отказов. Однако в процессе эксплуатации таких кранов возникают неисправности и повреждения их механизмов и металлоконструкций.

Во время работы кранов мостового типа на механизмы и металлоконструкции действуют статические (весовые) и динамические (инерционные) нагрузки. Инерционные нагрузки возникают в периоды неустановившегося движения при разгоне и торможении, а также вследствие толчков и ударов. На краны мостового типа, работающие на открытом воздухе, действуют кроме массы груза и конструкций ветровая нагрузка, масса снега и льда (при гололеде). Во время работы механизма подъема наибольшее значение имеют инерционные нагрузки, возникающие при разгоне иподъеме груза,и торможении механизма. Величины этих нагрузок во время подъема зависят от первоначальногоположения груза, так как разгон механизма может начаться либо при удержании груза на весу на натянутом канате, либо при подъеме груза с земли (подъем «с подхватом»), когда барабан лебедки вращается при ослабленном канате, то происходит рывок крюковой подвески. На работоспособность механизмов влияют зазоры между их звеньями: при больших зазорах и значительных скоростях относительных движений звеньев возможны их удары друг о друга, что приводит к дополнительному увеличению инерционных нагрузок и снижению надежности узлов и механизмов крана.

Рассмотрим характерные неисправности основных групп деталей и механизмов: зубчатых и червячных передач, подшипников, валов и осей, тормозных барабанов и шкивов, ходовых колес, канатно-блочных систем.

Зубья колес редукторов механизмов передвижения за каждый цикл работы нагружаются переменными моментами в диапазоне от максимального до минимального. В результате динамических нагрузок, значительно превышающих номинальные и не зависящих от массы поднимаемого груза, зубья истираются. Таким образом, причинами износа зубчатых передач являются перегрузки, возникающие при работе, а также износ зубьев в периоды установившегося движения.