АВАРИЙНОСТЬ И ТРАВМАТИЗМ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ(Страница: 9)

Страница: 
9

АВАРИЙНОСТЬ И ТРАВМАТИЗМ читать Характерные неисправности и повреждения кранов мостового типа 9

image2.jpeg

Рис. 2. Трещины (1, 2, 3) верхнего пояса главных балок мостовых кранов

При эксплуатации пролетные балки мостовых и козловых кранов постоянно деформируются в вертикальной плоскости. В начальной стадии деформация проявляется в уменьшении строительного подъема, вплоть до его исчезновения. В дальнейшем балка приобретает постоянно увеличивающийся (без нагрузки) так называемый отрицательный или остаточный прогиб. Появление остаточного прогиба вызвано циклическим характером нагружения балок. На отрицательный прогиб влияют конструктивное исполнение металлоконструкций и тип крана, режим работы, температура эксплуатации, состояние крановых путей.

На кранах, имеющих перильные фермы, после непродолжительной эксплуатации происходит разрушение продольных связей в местах их крепления к торцевому листу концевой балки. Разрушение начинается с появления на расстоянии50-100мм от сварного шва трещины, которая приводит к обрыву связей. Узел крепления фермы с концевыми балкамине обладает необходимой жесткостью из-за значительной гибкости продольных связей. При колебаниях балки в местах крепления продольных элементов к торцевому листу возникают изгибные напряжения. Сварное соединение повышает коэффициент концентрации, что ведет к быстрому разрушению крепления.

Для сварных ферменных конструкций характерны повреждения в виде обрыва элементов, трещин в нижнем поясе в местах приварки раскосов горизонтальной фермы. Трещины и разрушения возникают наиболее часто в стыковых соединениях нижних поясов и узлах опорных раскосов. В клепаных конструкциях трещины возникают преимущественно в стыковых соединениях и элементах, подвергающихся воздействию местной нагрузки. К ним относятся поясные уголки верхних поясов главных ферм, а также места крепления поперечных связей с ездовыми балками козловых кранов. В узлах соединений встречаются следующие дефекты заклепок: неплотное прилегание, зарубленные и рваные головки, наличие заусенцев.

На площадках кранов расположено различное оборудование: механизм передвижения крана, лебедки, электрооборудование. Нагрузка в виде сосредоточенных масс оборудования и распределительной массы площадки передается через кронштейны настилу балки. В опорной части концевых балок осуществляют частичное крепление площадок, поэтому не обеспечивается совместная работа главной балки и площадки; более того, площадки играют роль дополнительной массы, энергично приложенной к балкам. В период разгона или торможения моста, а также при прохождении краном стыков рельсов возникают колебания площадок. В местах приварки кронштейнов появляются знакопеременные напряжения. В результате действия этих напряжений разрушаются стенка или сварной шов крепления кронштейна. Местные изгибные напряжения увеличиваются, если кронштейн установлен со смещением от диафрагмы. Стенка балки в местах крепления кронштейна пересыщена сваркой. На небольшом участке имеются сварные крепления настила, площадок, диафрагмы, кронштейнов и т.п., поэтому не исключена возможность пережога металла, его охрупчивания. Повреждения вертикальной стенки балки в местах крепления кронштейнов, площадок появляются в виде вертикальной трещины, идущей вдоль сварного шва диафрагмы, либо в виде наклонных и горизонтальных трещин по стенке.