АВАРИЙНОСТЬ И ТРАВМАТИЗМ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ(Страница: 11)

Страница: 
11

АВАРИЙНОСТЬ И ТРАВМАТИЗМ читать Характерные неисправности и повреждения башенных кранов 11

Согласно Правилам кран поворотный со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни, называется башенным краном. По конструктивному исполнению краны бывают с поворотной и неповоротной башнями. У кранов с поворотной башней опорно-поворотное устройство размещено внизу, непосредственно на опорной части крана или портала. У кранов с неповоротной башней опорно-поворотное устройство размещено на верху башни.

Башенные краны находят широкое применение при строительстве зданий и сооружений, на погрузочно-разгрузочных площадках, складах, базах и других промышленных объектах.

В процессе эксплуатации башенных кранов возникают отказы их узлов и механизмов. Отказы в работе кранов влияют на повышениеэксплуатационных расходов.

Отказы узлов и механизмов башенных кранов могут быть вызваны целым рядом причин: неисправностью механизмов, повреждениями металлоконструкций и канатно-блочных систем, неисправностью электрооборудования, перегрузкой крана, неисправностью крановых путей.

Наибольшее число отказов происходит при работе механизмов подъема груза и стрелы, передвижения и поворота, так как эти механизмы подвергаются динамическим (инерционным), вибрационным, ударным и другим силам.

Примеры наиболее характерных отказов механизмов и металлоконструкций башенных кранов, имевших место при эксплуатации, приведены ниже.

На башенных кранах КБ-306,C-981,КБ-160, КБ-405-1, КБ-405-2 происходили отказы грузовых лебедок. На кранах КБ-306 и С-981 при нормальных условиях эксплуатации наблюдались разрушения соединения диска с тихоходным валом грузовой лебедки Л-3,2, что приводило к падению крюковой обоймы. Причинами возникновения данного отказа являются нарушения технологии производства сварочных работ: непровар сварного шва, непровары и пережоги металла, не соответствующее чертежам фактическое расположение посадочных мест для крепления лебедки на поворотной платформе, а также нарушение монтажа лебедки. На башенных кранах КБ-160.4 имели место отказы грузовой и стреловой лебедок по причине срезания штифтов обоймы зубчатых муфт. Это приводило к разрыву кинематической связи между двигателем и редуктором.

На кранах КБ-405-1 и КБ-405-2 не исключена возможность самопроизвольного включения электродвигателя трехскоростной лебедки на подъем (опускание) груза из-за отсутствия блокировки. На кранах КБ-306,C-981,КБ-100.3 возникали отказы механизмов передвижения по причинам разрушения промежуточного вала редуктора и износа ходовых колес. Деформация и разрушения валов проявляются в виде скручивания их на выходе из глобального редуктора. Возможны также срез и изгиб валов в процессе эксплуатации. Причинами скручивания промежуточных валов являются большие знакопеременные нагрузки и динамические толчки, возникающие при резком торможении и реверсировании крана. В результате действия этих многократных и знакопеременных нагрузок происходит разрушение металла. Износ ходовых колес происходит как на рабочей поверхности катания, так и на ребордах колес. Причинами выработки рабочих поверхностей катания ходовых колес являются: различного диаметра колеса, приводимые в движение от одного двигателя, в результате чего происходят пробуксовывание и повышенный износ; применение литых колес вместо штампованных; отсутствие или некачественное выполнение термообработки. Выработка реборд ходовых колес объясняется неточностью укладки кранового пути, наличием поперечного уклона ибольших отклонений ширины колеи от номинальных размеров, а также непараллельностью осей колес. При поперечном уклоне пути кран под действием собственной силы тяжести стремится сдвинуться в сторону уклона. При этом реборды постоянно прижаты к рельсам, что приводит к быстрому износу реборд. То же самое происходит и при отклонении по ширине колеи и непараллельности осей колес, когда при движении крана колеса постоянно прижимаются к рельсам то одной, то другой ребордой.