АВАРИЙНОСТЬ И ТРАВМАТИЗМ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ(Страница: 12)

Страница: 
12

АВАРИЙНОСТЬ И ТРАВМАТИЗМ читать Характерные неисправности и повреждения башенных кранов 12

На кранах КБ-308, С-981А, КБ-503 и КБК-250 по причине неисправности крановых путей и нарушения руководств по эксплуатации кранов и крановых путей имели место случаи изгиба трубчатых и поломки литых шкворней ходовых тележек кранов.

В процессе эксплуатации кранов КБ-306 и С-981 возникали следующие отказы и повреждения канатно-блочной системы: сход с оси и падение подвижного блока системы запасовки стрелового каната, заедание грузового каната, поломка реборды отводного блока датчика усилий ограничителя грузоподъемности. Сход с оси и падение подвижного блока могут произойти вследствие среза при ослаблении затяжки болтов крепления ограждения. В зимнее время в ручьях грузовых блоков намерзает лед и загустевает смазка, особенно после запасовки нового каната. Это приводит к выходу каната из ручья блока и попаданию его между ребордой блока и ограждением, в результате чего происходят заклинивание, смятие и износ каната. Причиной такого отказа может быть также заедание ролика скобы ограждения отводного блока датчика усилий, которое происходит при несвоевременной смазке ролика. Поломка реборды отводного блока датчика усилий возникает вследствие ее износа. Этот отказ возникает в результате перекоса оси блока, что обусловливается нарушением кинематической схемы передачи усилия на датчик с помощью отводного блока и тяги.

При эксплуатации башенных кранов С-981А в пределах6,5—8 тыс. ч возникали трещины или отрывы консольной части в местах соединения с концевой балкой по сварным швам или по телу металла в зоне, граничащей со сварными швами. Возникновение данного разрушения может повлечь за собой падение башни крана. Как показали исследования, трещины появились в результате значительных нагрузок переменных величин вследствие использования кранов в более тяжелом режиме работы и допускаемых в отдельных случаях перегрузок крана.

При эксплуатации кранов МСК-5-20, КБ-306 и С-981А происходили разрушения поворотных балок (флюгеров) ходовой рамы. Причиной разрушения является появление трещины по телу основного металла флюгера. Развитие трещины происходило от отверстия крепления втулки в направлениях, перпендикулярных приложению нагрузки. Возникновение и развитие трещин наблюдались в пределах наработок9—17тыс. ч нарядного времени работы кранов, однако не исключена возможность более раннего возникновения отказов.

Одной из причин возникновения трещин также является концентрация напряжений по границам отверстий под винты в местахкрепления втулок и у отверстий для смазки оси (рис. 3). В связи с трудностями обнаружения мест появления и развития трещин не принимаются меры по предотвращению разрушений флюгеров и падения крана. При проверке некоторых кранов МСК-5-20, проработавших более10тыс. ч, обнаружены трещины в сварном шве, соединяющем нижний лист поворотной балки со стаканом в узле соединения с центральной рамой. Причиной образования трещин являются нарушения режима работы крана или превышение грузоподъемности.