АВАРИЙНОСТЬ И ТРАВМАТИЗМ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ(Страница: 32)

Страница: 
32

АВАРИЙНОСТЬ И ТРАВМАТИЗМ читать Аварии стреловых кранов 32

Эксплуатационная надежность стреловых кранов несколько ниже по сравнению с другими грузоподъемными кранами. Это объясняется тем, что такие краны мобильны, кроме основной работы по подъему и перемещению грузов они способны перевозить грузы на определенные расстояния, изменять место и характер выполняемой работы. Краны имеют несколько грузовых характеристик и снабжаются сменнымбашенно-стреловым оборудованием и грузозахватными органами, требующими дополнительной настройки, переналадки, технического обслуживания и т.п. Поэтому неисправности, отказы и аварии при эксплуатации стреловых кранов происходят чаще, чем других грузоподъемных машин.

К основным причинам аварий стреловых кранов можно отнести следующие:

неправильная установка крана на участке работ, перегрузка , нарушения крепления узлов и механизмов крана, неправильная регулировка тормозов;

неисправность тормозов; обрыв стальных канатов;

неправильная регулировка указателя грузоподъемности; перегруз крана;

принудительный вывод из строя и неисправность ограничителя грузоподъемности;

конструктивные недостатки;

неудовлетворительное качество сварных соединений, допущенное при ремонте, монтаже и изготовлении крана;

низкое качество стали, применяемой при изготовлении для ответственных металлоконструкций кранов; другие причины.

Ниже приведены примеры аварий стреловых кранов и причины их возникновения.

  1. На металлоскладе для выполнения погрузочно-разгрузочных работ использовали автомобильный кран СМК-12А грузоподъемностью12,5т.

По заданию мастера бригада рабочих производила с помощью крана разгрузку арматурной стали с тракторной тележки. Место для установки крана не было подготовлено. Крановщик при установке крана не соблюдал требования безопасности: две выносные опоры с левой стороны по ходу движения крана крановщик установил на железобетонные плиты, две выносные опоры с правой стороны установил на грунт без инвентарных подкладок. Уклон крана в правую сторону составлял более 3°.

Стропальщик застропил пачку арматурной стали массой7,2т и подал сигнал крановщику на подъем груза. Крановщик включил механизмы подъема груза и поворота стрелы. При подъеме пачки арматурной стали на высоте около4,5м груз нагнулся в сторону уклона крана и стрела опрокинулась назад, упор стрелы деформировался. При ударе груза о портал произошло разрушение сварных швов проушин крепления стрелы. В момент падения пачка арматурной стали одним концом ударила по кабине трактора, где находился тракторист, и он был смертельно травмирован.

Расследованием было установлено, что причиной аварии явились неправильная установка крана на участке работ и нарушения требованийбезопасности при производстве работ кранами.

  1. На строительстве теплотрассы использовали автомобильный кран КС-3571 для погрузки чугунных труб на автомобиль. Автокран установили между автомобилем и штабелем, где лежала труба диаметром800мм под углом45°к оси штабеля. Площадка, на которой был установлен кран, была недостаточно ровной, с уклоном более 4°. Передняя левая опора крана была установлена на поддон из-под кирпича вместо инвентарной подкладки. В момент подъема чугунной трубы опоры крана просели в насыпной грунт и груз начал раскачиваться, при этом шток правой передней опоры приподнялся и вышел из гнезда опорной металлической плиты. В дальнейшем при перемещении груза вправо из-за раскачки его кран потерял устойчивость и опрокинулся.